












В последнее время значительно участились случаи суицидов не только у подростков, но и у детей младшего школьного возраста. Ситуация особенно обостряется в связи с активностью средств массовой информации, кино и телевидения, развитием компьютерных средств коммуникации, которые в разных формах привлекают внимание неподготовленной детской аудитории к теме смерти.
Помимо суицидального поведения, у современных детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно - демонстративные суицидальные поступки. Такие действия детей, по сути, направлены не на самоуничтожение, а прежде всего на восстановление нарушенных социальных и семейных отношений.
В такой ситуации особенно актуальной становится системная профилактическая работа по предотвращению суицидальной угрозы.
И начинать эту работу, по нашему мнению, необходимо с того самого момента, когда начинается социализация ребенка, т.е. с его поступления в детский сад.
Формирование характера ребенка начинается практически с младенчества, поэтому важно уже в первые годы жизни ребенка формировать антисуицидальные факторы личности (сформированные положительные жизненные установки, позитивная жизненная позиция, комплекс личностных психологических особенностей человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений), такие как:
эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
психологическая гибкость и позитивная социализация;
проявление интереса к жизни;
формирование ценности жизни и здоровья;
умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности; умение обращаться за помощью в трудных жизненных ситуациях, принимать помощь; наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
Мы перечислили лишь некоторые из факторов, их намного больше и формируются они последовательно на всем протяжении детства и юности.